Выгодно ли открывать оффлайн-школу верстки в небольшом городе? Спойлер: нет

Фото с одного из занятий в казанском it-park Вопросы

Вопрос от подписчика в моем Telegram-канале. Касается это не только оффлайн-школы верстки, возьмем вообще все оффлайн-школы программирования. Я придерживаюсь идеи, что открывать оффлайн точку нужно тогда, когда это преимущество и из гео-локации можно вытащить сверхприбыли.

Почему это может быть выгодно

Чтобы такая школа оказалась прибыльной, надо чтобы сошлось несколько факторов:

  1. Выгодная аренда помещения, либо помещение в собственности
  2. Свои компьютеры, либо выгодная аренда техники
  3. Заполняемость аудиторий не ниже 70%
  4. Преподаватели на сдельной оплате

Причем, имейте в виду, конкурировать вам придется не только с другими оффлайн-школами, которые есть в вашем городе, а вообще со всеми курсами, которые есть в интернете. То есть вам нужно будет конкурировать по формату: объяснить покупателю, почему ему нужно выбрать оффлайн обучение, вместо онлайн.

Место, куда можно привести ребенка

Если рассматривать такую школу, как факультатив для детей, куда родители привозят своего ребенка — да, это будет преимуществом, потому что ребенок физически покидает пределы дома, давая родителям отдохнуть. Смешно, но родители готовы за такие штуки платить 🙂

Место, где можно пообщаться в сообществе

Вы можете собрать сильное сообщество. По-модному — комьюнити. Из людей, которые всей душой любят это место, как точку сборки. Такие штуки удачно проворачивают коворкинги: там собирается много фрилансеров разного уровня, предприниматели и даже инвесторы. Если вы откроете такую школу на базе коворкинга, может выстрелить.

Преподаватель рядом, прямо за плечом

Я проводил оффлайн-курсы в 2016-2017 годах в казанском айти-парке. Тогда я понял, что люди идут на такие курсы, чтобы преподавать был рядом и быстро мог подсказать. Людям привычен формат групповых занятий вживую. Моментальная обратная связь — то, чем можно привлечь людей. Живые курсы в айти-парке стоили 17 тысяч рублей, когда точно такую же программу я проводил в интернете за 5 тысяч рублей.

Короче, если у вас есть свое помещение, у вас есть куча легкодоступного оборудования и харизматичные преподы, которые готовы работать очно, ваша школа может быть выгодной.

Почему это может быть не выгодно

Ладно, теперь режу по живому. Я тоже когда-то планировал открывать оффлайн-курсы в городе-миллионнике и отказался от этой затеи по нескольким причинам.

Мало потенциальных клиентов

Когда я провожу оффлайн-занятие, я ограничен городом, а чаще всего районом в городе, откуда ко мне будут приходить люди на занятие. Своей рекламой я мог достать только до нескольких десятков тысяч человек, из которых несколько сотен заинтересуются и придет от силы несколько десятков человек на занятие.

Если я буду проводить точно такой же курс онлайн, я смогу дотянуться своей рекламой до миллионов русскоговорящих людей по всему миру. Откуда моим курсом могут заинтересоваться сотни тысяч людей и на платном потоке может одновременно учиться сразу несколько сотен человек. В одном городе провернуть такую штуку невероятно сложно.

Неудобный формат

Чтобы попасть на занятие, клиенту нужно собраться, выехать из дома, проехать на общественном транспорте или на своей машине, возможно, по пробкам. Всё это жутко неудобно. Я пишу об этом, потому что на это жаловались студенты моих очных курсов. Когда жахнула пандемия и все перебрались в онлайн, стало очевидно, что у оффлайн-курсов всё меньше шансом.

Ну и еще: когда я занимался с людьми очно, мы успевали освоить с ними кратно меньше материала. Например, занимались мы занимались два раза в неделю по два часа. На своих онлайн-курсах я давал получасовые уроки, но каждый день. Вроде бы в сумме это плюс-минус, одно и то же время, но на онлайн-курсе я успевал дать людям в два раза больше практики, чем на очных курсах.

Я вел их параллельно, поэтому могу сказать, что с онлайн-курса выходили более подготовленные спецы, чем с очных курсов — парадокс. За те два дня, когда очники успевали забыть материал и в попыхах садились за домашки, онлайн-ученики равномерно нагружались каждодневной практикой.

Нужно оборудование

По хорошему, нужно оборудовать класс: купить столы, стулья, ноутбуки или компьютеры, клавиатуры и мышки. Всё это на старте стоит дорого. Можно арендовать, но это раздувает расходную часть. Возможное решение: просить людей приезжать со своими ноутбуками. Но будьте готовы, что вопросов типа «я не туда нажал и все удалилось», будет больше, чем если бы у всех было одинаковое оборудование.

Нужно помещение

Вот это, наверное самый весомый аргумент «против». Чтобы запустить очные курсы, нужно специально подготовленное помещение. Причем оно должно пройти кучу проверок у надзорных органов по пожарной и технической безопасности.

За помещение нужно платить аренду. Это фиксированный расход, который не зависит от выручки. Есть у вас студенты или нет, аренду вы будете платить. Это на старте давит как бетонная плита.

Самое забавное, что для работы потребуется интерент. И если дома у вас может стоять высокоскоростной интернет 100 мбит/с за 300 рублей в месяц. То как юридическое лицо в коммерческом помещении интернет со скоростью 50 мбит/с стоит 15 000 рублей. Это живой пример, с которым я столкнулся в Казани, покупая себе офисное помещение. Было печально.

На онлайн-занятиях ученики приходят уже со своим оборудованием и интернетом. Они сам нашли, где разместиться, вам за это платить не нужно.

Если коротко подвести итоги: у оффлайн бизнеса большие расходы, маленькая выручка. У того же самого направления в онлайне будут очень низкие расходы и максимальная выручка. Чтобы сделать чистыми 300 000 рублей в месяц на оффлайн-школе вам нужно будет зарабатывать кратно больше выручки, чем если вы будете делать то же самое онлайн.

Оцените статью
Добавить комментарий